Эмиратский экспресс – популярные внедорожники

Тридцать лет назад в качестве внедорожников в новообразованных Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) использовали верблюдов. Нефтяной бум в Персидском заливе позволил арабам возвести в пустыне города, построить отличные дороги и пересесть с живых «кораблей пустыни» на Land Cruiser и Patrol.

С «черным золотом» им повезло, что и говорить. Но настоящее богатство Эмиратов заключено в их географическом положении. Находятся они как раз между Юго-Восточной Азией с ее дешевой рабочей силой и Европой с ее обществом потребителей.

Чудо в заливе

Меньше пяти часов лета из Москвы, и вы попадаете в другой мир. Гигантский новый аэропорт в Дубай — торговой столице ОАЭ (административная — Абу-Даби) — впечатляет не столько размерами, сколько роскошью. Настенные часы Rolex, Porsche Carrera в качестве приза в лотерее в зоне Duty Free, пограничники с аксельбантами…

Автопарк Эмиратов необычен. Как и у нас, можно увидеть девушку на BMW 3-й серии, причем обычно такие особы обладают всеми атрибутами правоверной мусульманки — кротким взором, платком и черной одеждой (мужчины-арабы, кстати, ходят исключительно в белом — жарко, знаете ли). Вполне на своем месте выглядят дорогие легковые Mercedes, масса рабочих пикапов — в городе низкие заднеприводные, в провинции «настоящие». С другой стороны, много Mercedes B, A-класса, Smart и VW New Beetle. Ездит на них отнюдь не молодежь, а серьезные дяди в белых одеждах и с длинными бородами. Новое же поколение выбирает псевдоспортивные аппараты типа Ford Mustang. Но больше всего на дорогах, конечно, все- гаки серьезных полноприводных аппаратов японского производства. Японского — потому что возить оттуда машины морем выгодно, а таможня в Эмиратах недорогая. Кстати, налоги тоже необременительны. Фирмы выплачивают раз в год, при перерегистрации, ряд сборов. От доходов или оборота эта сумма не зависит — значение имеет занимаемая площадь и количество сотрудников. Компания с годовым оборотом в несколько миллионов долларов может отдавать государству порядка $10 000 в год. Правда, есть ряд нюансов.

Король-социалист

По политическому устройству ОАЭ самая настоящая монархия. Семь княжеств-эмиратов, в каждом из которых самовластно правит шейх, объединены в единое государство. Президента шейхи выбирают из своего числа, подо сих пор им становился только монарх самого крупного эмирата — Абу-Даби. Сейчас страной правит Его Высочество шейх Заед Вин Султан Аль Нахьян. Ключевые посты в государстве занимают члены его семьи. Шейха Заеда арабы любят и с удовольствием клеят его изображение всюду, в том числе и на задние стекла автомобилей.

Столь теплые чувства они проявляют неспроста. По уровню социальной защиты граждан ОАЭ превосходят даже скандинавские страны. Беспроцентные ссуды на индивидуальное строительство, пособия на детей, субсидии па образование. Если араб хочет учиться за рубежом, ему оплачивают учебу и выдают стипендию. Но главное — иностранцы не могут покупать недвижимость в ОАЭ и открывать фирмы. Впрочем, в свободных экономических зонах создание компаний со 100% иностранным капиталом разрешается, но расположены эти зоны в пустыне, где нет смысла открывать офис. На остальной территории Эмиратов предприятия можно организовывать только совместно с коренными жителями, причем местному соучредителю (так называемому спонсору) должен принадлежать 51% акций. Обычно «спонсор» денег не вкладывает, но благосклонно соглашается оформить на себя контрольный пакет. За «фиктивный брак» он получает фиксированную ренту. Впрочем, сам он в любой момент может потребовать ее увеличения — или предложить продать бизнес, а деньги поделить. Такое случается редко — арабы понимают, что резкими движениями можно распугать всех иностранцев, но иногда казусы все же бывают.

При таких раскладах утруждать себя гражданам ОАЭ ни к чему. Для черной работы есть индусы и пакистанцы, по меркам которых зарплата в Эмиратах очень высока. Бизнес ведут европейцы, американцы и русские.

Наш человек в Дубае

Русских в Эмиратах много — даже если не считать представительниц древнейшей профессии. До кризиса сюда часто наведывались «челноки», а сейчас идет сплошной поток обычных туристов. Отсюда русские служащие в отелях и кафе. Кроме того, многие местные турфирмы фактически принадлежат нашим соотечественникам. Скажем, лучшие пустынные «сафари» — экзотические поездки в пески на внедорожниках — организует русская фирма.

Конечно, не обойден вниманием и бизнес, связанный с запчастями. Собственно, пригласившая нас в ОАЭ компания EmEx (Via Emirate Express) именно ими и занимается, так что о связанных с «арабскими» запчастями тонкостях нам удалось узнать из первых рук.

Для начала не мешает уточнить: на самом деле все запчасти в ОАЭ привозные (мы не говорим о аксессуарах, это отдельная тема). Просто описываемая страна расположена аккурат на пути из Юго-Восточной Азии в Европу. Японские фирмы размещают значительный процент производственных мощностей в Малайзии, Таиланде, Сингапуре и других близлежащих странах с дешевой рабочей силой, обеспечивая со своей стороны контроль качества. Товар выгодно прямо с фабрик везти в Персидский залив морем и разгружать в Эмиратах — оттуда запчасти иду т в Россию и Европу, в Индию и Африку. В Абу-Даби, Дубай и Шардже базируются региональные дилеры крупнейших автопроизводителей, получающие запчасти непосредственно с заводов. Кроме того, в свободной экономической зоне Джебел-Али расположены дистрибьюторские склады самих автопроизводителей. Эти склады работают на весь Ближний и Средний Восток и даже на другие континенты — то есть на Африку. Словом, все замечательно — если бы не… все та же близость Юго- Восточной Азии. Увы, там делают не только оригинальные запчасти. Зачастую попадается товар, у которого качеством можем похвастаться только упаковка. Есть немало подпольных фабрик, способных завалить полмира дешевой халтурой. Кстати, давайте разберемся с терминологией. «Оригинальной» (Genuine Parts) называется запчасть, продаваемая самим автопроизводителем. Например, масляный фильтр Bosch, поступивший на рынок под маркой Mercedes — оригинальная запчасть. А тот же фильтр, предлагаемый как собственно Bosch, будет называться «дубликатом». Это не оригинал, но отличие только в упаковке и цене. С другой стороны, говоря «неоригинальная запчасть», часто имеют в виду «липу».

Улица BMW

У человека, впервые попавшего в ОАЭ, голова идет кругом. Тысячи крохотных лавок предлагают товар на любой вкус. Обычно торговые точки сосредоточены по тематике. Например, в городе Шарджа — столице третьего по величине эмирата — все автомобильные магазины находятся в окрестностях BMW road — улицы, прозванной в честь дилерского центра немецкой компании. Чего там только нет! И поражающие масштабами центры продажи бывших в употреблении запчастей — у них хорошо идут дела с оптовыми покупателями из Индии и Африки, и магазины, специализирующиеся на подержанных двигателях, и лавки с вывесками на русском языке, сулящими любой товар, и небольшие торговые точки, способные при необходимости поставлять товар контейнерами, — только свистни, со склада подвезут. Разобраться в этом паноптикуме тяжеловато, а вот купить некачественные запчасти проще простого. Ларьков, торгующих по ценам ниже оптовых, не счесть. Иногда они недорого продают и «оригинал» — к примеру, покрышки, у которых кончился срок годности. Впрочем, время одиночек- «челноков», покупающих запчасти на свой страх и риск, прошло. Сейчас «на коне» оптовые компании, удерживающие конкурентоспособные цены за счет оборота. При больших объемах связываться с «липой» не только бессмысленно, но и опасно — бизнес строится на постоянных клиентах. Потеряешь их доверие — и все пропало.

Фактор скорости

Запчасти из ОАЭ доходят до нас быстро, в течение недели. Но это при условии, что компания сама занимается закупкой товара у региональных дилеров.

С нашим экскурсоводом по авторынку Эмиратов, компанией ЕтЕх, ситуация и вовсе уникальная. Фирма объединяет несколько видов бизнеса, в том числе карго (организацию грузоперевозок) и торговлю запчастями. У них получается привозить заказы в Россию совсем быстро — за четверо, а то и за пару суток. Опять же благоприятно сказывается наличие московского представительства, позволяющего «вести» груз на всем пути от Персидского залива до российского заказчика. Ускоряет процесс и оплата заказа непосредственно в Москве — не нужно передавать деньги в ОАЭ с попутным верблюдом.

Как бы важно не было все вышеперечисленное, всего этого недостаточно. «Восток — дело тонкое», и ведение бизнеса в Эмиратах — настоящее искусство. После успешных переговоров и завершительного рукопожатия арабский партнер иногда может добавить: «Иншалла!», что значит: «Если будет угодно Аллаху!» Если что, всегда можно списать срыв поставки на Всевышнего. Чтобы не допустить подобных казусов, нужно бьггь психологом, дипломатом и очень уважаемым человеком.

Итак, «арабских» запчастей не существует. Зато есть поставляемые из ОАЭ японские, «родные». Феномен их дешевизны заключается в колоссальном масштабе товарооборота, оптимальном маршруте грузоперевозок и малом количестве посредников. Так что низкие цены на идущие из ОАЭ запчасти достигаются отнюдь не за счет качества — хотя случается и такое, если вы имеете дело с прохвостами. Уберечься от подделок можно, только имея дело с серьезными компаниями. Конечно, это касается почти всего, в том числе и туризма. Но о нем, а точнее о пустынном и горном «сафари» на внедорожниках читайте в следующей статье.