Начинающий водитель

Водитель, сдавший экзамен на право вождения автомобиля и получивший водительские права, должен быть самокритичным и сознавать, что он еще не является полноценным водителем, а полученные с таким трудом водительские права являются только официальным разрешением на право дальнейшего, но уже самостоятельного обучения. Если начинающий водитель отдает себе в этом отчет, то он может приобрести опыт вождения автомобиля без угрозы собственной безопасности и безопасности других участников движения на дороге. Чрезмерная самонадеянность и ничем еще не обоснованная уверенность в себе часто ведут к аварии.

Начинающий водитель (включая и женщин) допускает много ошибок и часто способствует созданию ситуаций, которые, возможно, и не противоречат правилам дорожного движения, но нарушают непрерывность движения, вызывая большее или меньшее замешательство и затрудняя движение. Начинающий водитель чувствует себя беспомощным в критических ситуациях, когда другой участник движения действует’ неосторожно или нарушает правила движения. От аварии его может спасти только опыт, позволяющий предвидеть опасность и предупредить ее заранее.

Единственным радикальным средством предохранения начинающего водителя от опасности явился бы отказ его от вождения автомобиля, что, очевидно, противоречит здравому смыслу. Поэтому следует использовать другое средство, которое, обеспечивая для начинающего водителя возможность управлять автомобилем, предохраняло бы его и других участников движения от опасных последствий неопытности и отсутствия навыков вождения автомобиля.

Таким предохранительным средством является особый знак в форме зеленого листа клена, который начинающие водители наклеивают на переднее и заднее стекла автомобиля. Этот знак можно получить в Автомобиль-клубе, в Польском союзе моторизма, в Лиге защиты страны и в транспортных отделах ПОБИТОВЫХ народных советов.

Знак зеленого листа предупреждает других участников движения э том, что данным автомобилем управляет неопытный водитель. Такому водителю следует облегчить условия движения, помочь избежать грудных ситуаций и не требовать от него безупречных действий.

Однако необходимо подчеркнуть, что данный знак не предоставляет водителю никаких привилегий. Он не освобождает начинающего водителя от обязанности соблюдать не только все правила дорожного движения, но и все необходимые меры осторожности. Не освобождает он также и от ответственности за опасное или неправильное вождение автомобиля.

Начинающий водитель должен управлять автомобилем постоянно,, з не прятать водительские права в стол в ожидании «лучших времен». Тогда можно надеяться, что в течение года он проедет первые самые грудные 10 000 км, которые дадут ему значительный опыт. Через год водитель может уже снять знак зеленого листа. Это, однако, не означает, что он уже мастерски управляет автомобилем.

В период написания данной книги проходило совещание представителей соответствующих органов на тему ограничения прав начинающих водителей, практикующихся в искусстве вождения автомобиля в течение первого года после получения водительских прав.

Ограничение в форме запрета развивать скорость, дозволенную для полноправных водителей, вполне понятно. Ведь начинающий водитель еще плохо осознает опасность.вождения автомобиля на высокой скорости, он убеждается в этом постепенно в течение длительного периода времени. Если водитель разумный, он должен лояльно воспринимать и учитывать ограничения, обусловленные наличием на автомобиле знака начинающего водителя. Водитель должен также знать, что установление верхней границы дозволенной скорости ни в коем случае не освобождает его от приспособления скорости к дорожным и погодным условиям.

Следовательно, он должен ограничивать скорость так, чтобы быть в состоянии безошибочно управлять автомобилем в любой ситуации и при всех возможных обстоятельствах.

Существует также проблема так называемых «воскресных водителей». Это владельцы хороших или плохих автомобилей, которые используют их для развлечения или отдыха, выезжая только в воскресные и праздничные дни за город, в лес или на рыбную ловлю. Таких водителей можно сразу отличить от всех остальных по способу движения Обычно они едут очень медленно и близко к середине дороги, не замечая ничего, кроме участка проезжей части дороги перед собой. Такие водители не слышат предупреждающих сигналов, включая даже мощные сигналы автомобилей, едущих к месту аварии и требующих освободить дорогу; тормозят слишком резко, иногда ошибаются при смене передач; дергают автомобиль при трогании с места. Они не всегда помнят об обязанности соблюдать правила движения, особенно, когда они должны предоставить преимущественное право проезда на перекрестке или правильно установить автомобиль на стоянке.

Так как «воскресные» водители в большом количестве выезжают за город в хорошие и теплые праздничные дни,’ возвращаясь вечером домой, то в это время они доставляют беспокойство опытным водителям. Поэтому опытные водители.должны выбирать себе маршрут и время поездки таким образом, чтобы избежать попадания в поток «воскресных» водителей.

Однако нужно понять этих людей, которые восстанавливают свои силы и здоровье при таких загородных поездках.

Далее следует сказать несколько слов об автомобилях с иностра- ной регистрацией, т. е. об иностранных автомобилях, посещающих нашу страну, и об автомобилях из других областей. Водители этих автомобилей не знают данного города, расположения улиц с односторонним движением, мест запрещения стоянок или остановок. Они чувствуют себя неуверенно, плохо ориентируются и могут допускать ошибки, желая придерживаться темпа движения местных водителей при плохом знании топографии улиц. Хорошее воспитание и гостеприимство всегда подскажут водителю, каким образом помочь нашим гостям, и помогут ему избавиться от раздражения из-за ошибок, несознательно допускаемых ими.

Однако несмотря на все, нужно соблюдать особую осторожность по отношению к иностранным автомобилям и быть готовыми к их не всегда правильному поведению.