Поведение на перекрестке

Одним из наиболее трудных маневров в условиях городского движения является проезд перекрестков. Меньше хлопот доставляет водителю проезд регулируемых перекрестков. При проезде таких перекрестков водитель должен только внимательно следить за сигналами светофоров и действовать в соответствии с их указаниями, при этом безопасность, как правило, обеспечена. Поэтому водители проезжают регулируемые перекрестки относительно быстро и безопасно. Аварии на таких перекрестках случаются очень редко.

Гораздо труднее приходится водителям при проезде нерегулируемых перекрестков. Если перекресток находится на открытом пространстве, где нет домов, заборов и других объектов, заслоняющих вид пересечения дороги со стороны, то опасность невелика. Достаточно посмотреть в обе стороны и проехать через перекресток, правильно используя соответствующее положение о преимущественном праве проезда.

Никто не имеет права вынуждать другого водителя предоставить ему преимущественное право проезда. Такого рода принуждение, назы- ьаемое некоторыми водителями «вынужденным» или «фактическим» первенством, является нарушением правил. Если один автомобиль проезжает через перекресток раньше другого настолько, что возможность столкновения исключена полностью, то вообще не возникает вопроса о преимущественном праве проезда. Если при проезде перекрестка может произойти столкновение, то правило предоставления преимущественно права проезда обязательно для всех.

Водитель всегда должен помнить об этом и не слушать никого, кто бы самовольно истолковывал это правило иначе.

Имеются определенные признаки, по которым опытный водитель Есегда сумеет определить, что к перекрестку по пересекающей улице

приближается какое-либо транспортное средство. Такими признака ми, в частности, являются: ускорение шагов пешеходов, переходящих через проезжую часть пересекающей улицы, отражение в витринном стекле углового магазина приближающегося автомобиля, который водитель непосредственно еще не видит.

На некоторых перекрестках устанавливают большие зеркала, в которых водитель издалека может увидеть транспортные средства, приближающиеся с пересекающей улицы. Однако водителю необходимо привыкнуть к виду дороги, отображаемой в зеркале. В этом ему помо- жет известное по школьной программе правило: угол падения луча света равен углу отражения. Из этого следует, что транспортное средство, видимое в зеркале, всегда движется с той стороны, в которую {хотя и наклонно) обращено зеркало.

Еще одно полезное для водителей замечание. Оно касается перекрестков, через которые проезжают трамваи, могущие ехать прямо или поворачивать направо на пересекающую улицу. Если водитель движется рядом с таким трамваем или трогается вместе с ним на зеленый сигнал, то он должен посмотреть на стрелку. Если стрелка переведена направо, то водитель должен ускорить движение, чтобы успеть прое-

хать перед трамваем или, что еще лучше, остановить автомобиль и пропустить трамвай, так как он знает, что трамвай тоже будет поворачивать вправо и может столкнуться с его автомобилем. Если стрелка направлена прямо, водитель может смело ехать, так как трамвай ему не угрожает. Наоборот, трамвай прикрывает автомобиль данного водителя от транспортных средств, подъезжающих с левой стороны, и позволяет проехать перед транспортными средствами, дожидающимися с правой стороны проезда трамвая.

Все замечания, касающиеся проезда перекрестка, относятся также к проезду слияний и разветвлений дорог. Если одна дорога примыкает к другой перпендикулярно, все условия проезда такие же, как при проезде обычного перекрестка. Проезд усложняется, если дороги сливаются или разветвляются под небольшим углом. Однако и в таких случаях водитель должен безошибочно ориентироваться в ситуации и соблюдать следующие правила предоставления преимущественного Права проезда на перекрестке: пропускать транспортные средства, находящиеся с правой стороны, а также движущиеся по дороге, перед которой установлен дорожный знак, предупреждающий о приближении к дороге с преимущественным правом проезда (перевернутый треугольник), далее, пропускать рельсовые транспортные средства и транспортные средства, имеющие право преимущественного проезда.

Если, подъезжая к перекрестку, водитель не имеет возможности отчетливо просмотреть пересекающую дорогу с левой стороны, так как вид на дорогу загораживает забор, здание или неправильно стоящий (слишком близко к перекрестку) автомобиль, он не должен выезжать на этот перекресток, пока не откроется обзорность вправо и влево и он не убедится, что никому не препятствует. Из-за препятствия следует выезжать медленно, чтобы можно было остановить автомобиль сразу же, если это будет необходимо.

При столкновении транспортных средств на таком перекрестке виновный обычно оправдывается тем, что он не имел достаточной обзорности и не заметил автомобиль, приближающийся по пересекающей улице. Тако? объяснение не только не оправдывает водителя, но, наоборот, обвиняет его, так как он не должен был рисковать, двигаясь при отсутствии видимости. Каким способом водитель должен убедиться в безопасности проезда — его дело, но для него это является необходимым условием, разрешающим проезд.

Однако может все же случиться так, что по тем или иным причинам столкновение на перекрестке станет неизбежным. В такой ситуации не следует теряться, а нужно быстро и резко повернуть в том же направлении, в котором движется «сталкивающийся» с вами автомобиль, с тем чтобы столкновение произошло под возможно меньшим углом. В результате этого уменьшается сила удара и значительно ослабляются его последствия, так как автомобили «прикладываются» друг к другу боковыми сторонами, избегнув опасного удара под прямым углом.

Далее водитель должен запомнить, что ожидать проезда через перекресток можно только таким образом, чтобы не затруднять пешеходам переход через проезжую часть. Водитель не должен также выез жать, даже частично, на проезжую часть пересекающей улицы, где он может затруднить движение транспортных средств в правом ряду. Выезд на пересекающую улицу и ожидание возможности проезда через перекресток в таком положении свидетельствует об отсутствии культуры вождения и противоречит правилам дорожного движения.

И, наконец, последнее замечание. Водитель должен быть готовым к неожиданностям, из которых наиболее частой является встреча с автомобилем, имеющим преимущественное право проезда и едущим к месту аварии на помощь (имеется в виду автомобиль «Скорой помощи»), Водители других транспортных средств должны обеспечить ему свободный и безопасный проезд через перекресток при любой ситуации, независимо от основных положений о преимущественном праве проезда и указаний дорожных знаков или сигналов регулирования движения.