Светофоры

На некоторых перекрестках дорог, а главным образом улиц в городах движение регулируют при помощи световых сигналов светофоров. Светофоры имеют сигналы трех цветов: сверху — красного, в середине — желтого и внизу — зеленого. Их значение известно из правил дорожного движения. Каждый водитель знает, что выезжать на перекресток на желтый и красный сигнал светофора запрещено. Однако здесь предусмотрено исключение. Если водитель движется быстро, стремясь проехать через перекресток на зеленый сигнал светофора, и тут же перед ним загорается желтый сигнал, он еще может выехать на перекресток.

Проведя простой расчет, мы можем убедиться, что данное исключение не противоречит общему правилу, по которому при желтом сигнале светофора все транспортные средства должны покинуть перекресток. Допустим, что автомобиль выезжает на перекресток с небольшой скоростью, например 30 км/ч, или проезжает в 1 сек более 8 м. Для проезда после смены сигнала светофора перекрестка двух широких улиц, т. е. около 24 м, потребуется около 3 сек. Желтый сигнал на таком перекрестке горит 5 сек. Следовательно, у водителя остается в запасе еще 2 сек и он, безусловно, успеет «проскочить» перекресток прежде, чем будет включен красный сигнал.

Водители, не соблюдающие правила культурного вождения, часто используют указанное исключение неправильно. Заметив издалека, что включен желтый сигнал светофора, такой водитель вместо того, чтобы остановить автомобиль перед полосой перехода через проезжую часть, пытается проехать через перекресток. Нет ничего удивительного в том, что на перекрестке его настигает красный сигнал со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

Если водитель, двигаясь при зеленом сигнале светофора, видит, что этот сигнал сменился на желтый, он не должен стремиться остановить автомобиль перед линией перехода во что бы то ни стало, так как резкое торможение может создать трудности для водителей, движущихся за ним. В таком случае следует проехать за линию пешеходного перехода и остановиться непосредственно за ней. Переходы расположены таким образом, что между переходом и самим перекрестком оставлена часть дороги (водители называют ее «карманом»), на которой умещается небольшой автомобиль.

Расположение сигналов в светофоре всегда одно и то же. Особое значение это имеет для дальтоников. По расположению сигналов светофора они определяют значение включенного в данный момент сигнала.

Под светофором может находиться стрелка, указывающая направление движения вправо. Стрелка включается через определенный промежуток времени после включения красного сигнала светофора и выключается одновременно с ним. Как мы знаем, стрелка разрешает поворот вправо при красном сигнале светофора. Но при этом должны быть выполнены два условия: включенный сигнал стрелки и предоставление пешеходам преимущественного права для перехода через проезжую часть.

На перекрестках с менее интенсивным движением стрелка светофора может быть окрашена в зеленый цвет на белой табличке. При наличии такой стрелки водитель всегда может повернуть вправо, при условии предоставления преимущественного права перехода пешеходам.

Если на перекрестке, где движение регулируется светофором, на нашей половине проезжей части имеется несколько рядов движения, из которых левый (или два левых) предназначены для автомобилей, поворачивающих влево, а правый (два правых) — для автомобилей, поворачивающих вправо (причем ряды в середине предназначены для движения прямо через перекресток), то, помимо стрелок, нарисованных на проезжей части и указывающих назначение каждого ряда, могут устанавливаться отдельные светофоры для каждого ряда движения или для рядов с одинаковым направлением движения. В этом случае над каждым светофором устанавливается еще один сигнал в виде стрелки, указывающей направление, в котором водителю следует ехать на перекрестке и которое соответствует данному ряду движения.

Может возникнуть вопрос, зачем же для каждого ряда движения (или нескольких рядов) с одним и тем же направлением устанавливают отдельные светофоры? Это становится понятным, если принять во внимание, что на таких широких и сложных перекрестках автомобили з зависимости от выбранного направления имеют различное время проезда. Для обеспечения плавности потока движения каждое направление движения следует останавливать или приводить в движение отдельно, особенно если учесть, что периоды проезда во всех рядах движения обычно не совпадают между собой.

Встречаются также светофоры, в которых вместо знакомого круглого зеленого сигнала загорается зеленая стрелка. Это означает, что водитель может ехать только в указываемом направлении, т. е. направо, налево или прямо.

Светофоры устанавливают или с правой стороны проезжей части (при этом они могут одновременно повторяться и с левой стороны), или подвешивают над перекрестком, а также над каждым рядом движения перед перекрестком.

Для водителей действительны светофорные сигналы круглой формы или в форме стрелок. Поэтому водитель не должен обращать внимания на сигналы в форме черты, точек или силуэта пешехода, так как они предназначены для других участников движения (водителей трамваев, пешеходов).

До и после часов «пик», когда интенсивность движения на перекрестке понижается, в светофоре может быть включен желтый мигающий сигнал. Данный сигнал напоминает водителю об обязанности соблюдать на данном перекрестке особую осторожность и о необходимости пропускать пешеходов. В этом случае последовательность проезда через перекресток определяется уже не сигналами светофора, а дорожными знаками в форме треугольника с вершиной, обращенной вниз. Если же таких знаков нет, то действительно общее правило преимущественного проезда для транспортных средств, движущихся с правой стороны (отдавая предпочтение трамваям).

При высокой интенсивности движения выполнить поворот влево очень сложно, а иногда без помощи регулировщика и вообще невозможно. Для облегчения выполнения этого поворота водителями в светофоре предусмотрена дополнительная стрелка, обращенная влево. Эта стрелка разрешает водителю выполнять поворот влево, а красный сигнал светофора при этом предохраняет автомобиль от столкновения с автомобилями, движущимися прямо. Поэтому не следует удивляться, если вы встретите такой светофор, имеющий отдельную стрелку поворота влево. Световые сигналы используют не только для непосредственного регулирования уличного движения, но и для предупреждения.

Места проведения дорожных работ должны быть оснащены фонарями. Мы говорим «должны быть», так как на практике бывает всякое. Это значит, что мы всегда с обоснованным недоверием должны относиться к таким местам, обычно вообще неосвещенным («… фонарь был, но его украли еще в мае», «фонарь есть, но не дали керосина»; «ведь светит луна, и так видно…»), так как можем натолкнуться не только на ямы или кучи песка, но и на неосвещенные груды камней, машины, дорожные катки, жилые прицепы и т. п. «твердые предметы», столкновение с которыми небезопасно.

Красные фонари используют для предупреждения о том, что дорога для движения закрыта, а желтые предупреждают о том, что движение ограничено. Желтыми фонарями часто обозначают препятствия на проезжей части дороги, в частности, островки безопасности. К сожалению, фонари для предупреждения об опасности используют не всегда, и не только в «глухой провинции», но и даже в крупных городах, где многие островки на проезжей части, например у трамвайных остановок, не освещены. Такое невыполнение обязанностей, обусловленных правилами дорожного движения, благоприятствует возникновению аварий. Какая нам польза от знания того, что в случае, если разобьется аьтомобиль (и мы сами), мы получим компенсацию? Ведь автомобиль будет испорчен, а мы останемся калеками.

Если на участке проведения ремонтных работ дорога сужена, то с правой стороны дороги должен быть установлен ряд красных фонарей, а с левой стороны — ряд желтых, или с правой — ряд желтых, тогда с левой — ряд белых. Светофоры устанавливают также перед железнодорожными и трамвайными (в особо опасных местах) переездами. Мигающий или обычный красный сигнал светофора предупреждает, что выезжать на переезд нельзя.

При движении по городу в сумерки водитель должен стараться найти в потоке ламп и разноцветных реклам сигналы светофоров. Это не всегда легко, особенно при наличии неоновых реклам красного и зеленого цвета, отражающихся на поверхности блестящих предметов вблизи дороги или на мокром асфальте во время дождя. Однако следует сказать, что для водителя совершенно необходимо увидеть сигналы светофора, пренебрежение данной обязанностью ведет к аварии.